Мастер стал инкрустатором не сразу: он учился в Тульском музыкальном училище по специальности художник-педагог, а профессию инкрустатора освоил в 1996-м, занявшись созданием женских украшений из экзотических пород древесины.
Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.
Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.
Рабочее место должно быть хорошо освещено — 100-ваттная лампа накаливания вместе с компактной люминесцентной дают необходимое количество и качество света. При этом более теплый оттенок первой дополняется длинноволновой частью спектра от второй.
Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электро-инструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.
Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.
Читать следующую статью: Искусство тульских оружейников часть 2: Всечка металлической проволоки>>